Профессию машиниста по праву считают одной из самых романтичных, хотя на самом деле за маской твердого и хладнокровного человека, уверенно ведущего поезд с несколькими сотнями людей, стоит большой, я бы даже сказал, титанический труд.
Дёргать ручку на контроллере - лишь одна, причём далеко не главная обязанность машиниста. Не так давно мне удалось посмотреть на то, где и как обучают машинистов метро и прогуляться по учебному центру Московского транспорта на Варшавском шоссе
Машинист должен досконально знать устройство состава - именно того, на котором работает. Это за руль машины мы с вами можем сесть, не имея представления чем радиатор отличается от фаркопа. Здесь, как и на ЖД, так не работает
Дисклеймер: Большинство людей, попавших в кадр и не одетых в форму - обычные люди, пришедшие на день открытых дверей в учебный центр. Так что если кто-то, как вам кажется, что-то делает не так - это нормально
Срок обучения на машиниста (точнее, сначала на помощника, хоть в метро, в отличие от железки, их практически нет, а уже потом на машиниста) составляет 5 месяцев
В этот срок входят и теоретические занятия, и практика в депо, и стажировка, и прочее
Конечно, не любой человек сможет стать машинистом как минимум по здоровью (я, вероятно, не смог бы). Кандидат должен обладать, как заявляется, 100%-м здоровьем. Но это понятие растяжимое - самое главное это 100%-е зрение и слух, а также отсутствие проблем с сердцем. А, например, плоскостопие карьере машиниста не помеха
Возвращаясь к вопросу знания всех систем. В учебных классах изучают и строение тягового оборудования и пневматики и всего-всего, что может быть
Да и чего уж - на учебные пособия иногда интересно просто позалипать
Но самое интересное - это тренажёры кабины поезда. Под каждый тип вагонов они свои
Есть и под новую "Москву"
И под старый добрый "номерной"
Помимо того, что "во-первых, это красиво", тренажёр помогает получать практические навыки не используя реальные вагоны, реальные пути и не занимая нитки графика
Сложно ли управлять составом? Конечно, на машине ездить не в пример проще
С другой стороны, обучение тоже не просто так. Пока кандидат не покажет, что он всё знает, до управления поездами его не допустят. При этом, оценка "удовлетворительно", по словам представителей центра, для этого недостаточна. Нужно как минимум "хорошо"
Но если человек настроен учиться и работать, ничего невыполнимого здесь нет
Поездная работа - сложная и ответственная, но интересная. Хоть я в силу своей специфики больше общаюсь с машинистами электричек, в метро, я уверен, ситуация схожая
Думаю, что это одна из тех профессий, куда случайные люди, если и попадают, то надолго не задерживаются
Если вы хотите "порулить поездом" - идите работать на "железку" или в метро. А вот если вам вполне хватит и тренажёра - приходите на следующие дни открытых дверей. Обещали, что они будут
Правда, придётся отстоять очередь из желающих
Ну а у меня на этом всё. Спасибо за внимание. Осторожно, двери закрываются