"Чем отличается рельсовый автобус от трамвая?" - я слышал этот вопрос несколько раз. И если не углубляться в терминологию - примерно всем. И ездит по ЖД, а не по городу и питается от дизеля, а не от контактной сети, и в целом он больше и тяжелее. Но что же, в принципе, такое "рельсовый автобус"?

То, что он "автобус" - это, в том числе, маркетинговый ход. На самом деле, это дизельный поезд, а автомотрисы - его старшие сёстры - ходят по железным дорогам уже много лет.

Автомотриса АЧ2 на Малом кольце МЖД. За 2 года до запуска МЦК
И хотя настоящие автобусы, доработанные и поставленные на рельсы вполне себе создавались, сейчас мы говорим не о них.

Фото гуляет по сети давно. Первоисточник и автор, увы, неизвестны
Первый состав, официально названный "рельсовым автобусом" в России, а точнее его опытный образец, РА1 появился на Мытищинском машиностроительном заводе в 1997 году.
Всего же РА1 было построено в разных вариациях более 170 вагонов.

Первый состав РА1 в Музее Железных дорог в Санкт-Петербурге. Фото: electron / railgallery.ru
В 2005 году всё там же в Мытищах появляется новая модель - РА2. Он уже и выглядит посимпатичнее (даже для настоящего времени) и оснащён посовременнее. И, наверное, самое главное для пассажира - в головных вагонах появились туалеты

Вагон из первого состава РА2 сейчас установлен в депо Ростов-Главный как технический класс. Фото: Лагутин И.Б. / railgallery.ru

Состав РА2 в Переславле-Залесском
В 2019 году появляется новый РА3, который годом позже на Сахалине назовут "Орланом", в итоге это имя привяжется ко всем РА3

РА3 есть в парке ЦППК или РЖД и к кому относится конкретный состав сразу видно по внешней ливрее. У РЖД она стандартная серо-красная

РА3 на вокзале г. Иваново
Для ЦППК РА3 производились в уникальной окраске, ранее на других поездах не использовавшейся

РА3 на платформе Бачманово, Московская область
Салон у "Орланов" схож с салонами электропоездов ЭП2Д

Естественно, с отсылкой на планировку и конструкцию вагона

В составе есть как большой просторный туалет, оптимизированный для маломобильных граждан (рядом с местом для размещения колясок), так и более компактный


Является ли РА3 идеальным составом для неэлектрифицированных участков?
В мире сферических коней в вакууме - возможно. В реальности же есть свои оговорки - например, низкие платформы, используемые на многих малодеятельных линиях

Понятно, что для таких случаев было бы хорошо иметь что-то низкопольное. Разрабатывать такой состав дорого и долго.

И здесь мы возвращаемся к миру сферических коней в вакууме, разбивающемуся о нашу суровую реальность, в которой бюджеты на разработку (и закупку) не безграничны, а ездить надо прямо сейчас

Для своего времени и для своих целей РА3 - вполне подходящий состав. Посмотрим, что будет из себя представлять РА4, но это уже совсем другая история